Дополнительное профессиональное образование педагогов: методология и методика исследования
Маралова Екатерина
(Великий Новгород, Россия)
Методика исследования эффектов дополнительного профессионального образования педагогов основывается на реконструкции их психологических состояний в процессе и в результате андрагогических взаимодействий.
Ключевые слова: исследование, методология, методика, психолингвистика, реконструкция, нарратив, метаэффект, праксиологический подход
The technique of researching the effects of additional teachers' vocational training is based on reconstruction of their psychological conditions in the process and as a result of andragogical interactions.
Keywords: research, methodology, technique, psycholinguistics, reconstruction, narrative, metaeffect, praksiologic approach.
В проблемном поле исследования экспериментальной практики постдипломного образования педагогов при реализации праксиологического контекста значительное место занимает поиск и обоснование методик презентации эффектов. Согласно нашей концепции реализация праксиологического контекста постдипломного образования педагогов означает практическую успешность их дальнейшей профессиональной деятельности за счет метаэффекта, который складывается из ряда эффектов, целенаправленно достигаемых благодаря гуманитарной широте содержания и субъектной сущности андрагогических взаимодействий. Проблема заключается в том, что для нашего исследования требуются методики, выявляющие мета-эффект изменения психологического самочувствия педагогов в результате образования. Методики должны отвечать исследовательским задачам выявления метаэффектов, необходимых для обозначения состоявшегося праксиологического контекста и достаточных для обоснования, аргументации его значимости относительно развития профессионального опыта, практической успешности учителей.
Праксиологический контекст андрагогического процесса обнаруживает себя в очевидных для практики образования, но недоступных для прямой фиксации, психотерапевтических эффектах, возникающих как метаэффект результатов образовательного процесса. Психотерапевтические эффекты дают основание ожидать практической успешности дальнейшей педагогической деятельности учителей, так как они являются необходимым условием актуализации и переноса в собственную деятельность профессиональных новообразований, которые педагог приобрел в постдипломном образовании. Психотерапевтический метаэффект постдипломного образования педагогов заключен в феноменах глубинных психологических личностных изменений, которые происходят в процессе и в результате праксиологически ориентированного образования и андрагогических взаимодействий. Это изменившиеся в результате образования интенции, мышление, переживания, которые как процессы не могут быть наблюдаемыми объектами, но могут быть реконструированы, поняты, интерпретированы по тексту, речи, эмоционально-пластическому сопровождению слова.
Реконструкции психологических состояний по текстовой деятельностисовершаются исследователем на основе интроспекции и рефлексии. Интроспекция позволяет исследователю понять "другого через себя", интерпретировать речевую продукцию как психологическое состояние, переживание, интенцию. Рефлексия предопределяет границы субъективности при интерпретации, удерживая реконструируемый образ психологической реальности личности в пределах его адекватности действительности. Анализ текстовой деятельности педагогов стал для нас демонстративной тактикой интерпретации психологических состояний и личностных изменений в результате реализованного в процессе постдипломного образования праксиологического контекста и подтверждения проявившейся вследствие этого практической успешности дальнейшей профессиональной деятельности учителей.
Методологическаясложность исследования интенций профессионального мышления педагогов меняющихся в процессе и результате постдипломного образования заключена в том, что как явление психологической реальности они ненаблюдаемы сами по себе и становятся предметом анализа лишь посредством своего отражения в речи, в ее интенциональности. В связи с тем, что способность человека вербализовать свои субъективные состояния реализует себя в контексте культуры, воспитания, и во многих случаях неоднозначно, то понимание психологических состояний, выраженных в интенциональности речи, неизбежно оказывается неполным.
Современный совокупный интеллект педагогического сообщества развивается в благоприятных условиях междисциплинарного диалога, осваивая новейшие научные достижения психологии, психолингвистики, интерпретативной психологии, герменевтики, философской антропологии. Это позволяет компаративно рассмотреть проблему исследования эффектов, фиксирующих реализованный праксиологический контекст образования, и ассимилировать ряд методик, исследовательский потенциал которых раскрывает поведенческие, речевые эквиваленты переживаний, интенций, рефлексивных движений личности. В связи с этим в нашем исследовании стало возможным ассимилировать наиболее продуктивные психолингвистические подходы и методы - интент-анализ, дискурс-анализ, диалог-анализ и др. В совокупности они могут быть реализованы в наборе конкретных методик, проявляющих глубинные осознаваемые и неосознаваемые состояния педагогов, включившихся в андрагогические взаимодействия, в процесс постдипломного образования.
Эксперимент основывался на выявлении связей между создаваемыми андрагогом условиями для реализации праксиологического контекста и психотерапевтическими эффектами постдипломного образования педагогов, которые проявляют себя в позитивном изменении трактовок прошлых событий, явлений, переживаний – переосмысливание собственного опыта, рефлексия с тоски зрения его ценности для профессионального развития, изменение экспекций на основании новых оценок, позитивных самооценок и т.п. Эти изменения приводят к "сдвигу текстового смысла", который отражается в нарративах педагогов и может быть в них зафиксирован. Нарративы как продукт текстовой деятельности педагогов могут вновь и вновь инициироваться в андрагогических взаимодействиях в экспериментальном процессе постдипломного образования. Нарративы становятся для исследователя обширным и ценным свидетельством возникновения, развития, функционирования в профессиональной деятельности педагогов психотерапевтических эффектов. В эксперименте прослеживается функционирование этих эффектов в профессиональной деятельности педагогов как важнейшего условия ее практической успешности на основе приобретенных новообразований – методологического самоопределения, новых избыточных знаний и практического опыта интерпретации и рефлексии, способностей реализации проблематизирующего мышления и выбора стратегии контекстуально адекватного решения педагогических задач и т.п.
Текстовая деятельность педагогов в экспериментальном процессе постдипломного образования трактуется нами как дискурс, который отражает не столько "действительность", сколько "взгляд на нее", обнаруживая, таким образом, систему отношений, характер поведения и социализации личности учителя. В психолингвистике формируется понятие и обосновывается исследовательская целесообразность дискурс-анализа. Интерпретативная сила дискурс-анализа, при отсутствии исследовательского метода, адекватного представлению о технологическом инварианте универсального эксперимента, методологически ориентирует исследование на парадигму научной достоверности результата, отличающуюся от положения о статистической достоверности, воспроизводимости и доказуемости. Гуманитарная парадигма предполагает иное отношение к результату исследования психологического контекста продуктов человеческой деятельности, в том числе и особенно – текстовой деятельности. Позитивный смысл приобретают наблюдения, интроспекция, сопровождаемые размышлениями, рефлексией, и интерпретация феномена, результаты которых формулируются в терминах вероятностности, возможной перспективы, проектируемой реальности, тенденций, мотивов или интенций.
В нашем эксперименте исследование текстовой деятельности педагогов основывалось на психолингвистической парадигме о том, что словесно обозначенным в тексте эффектам образования придается смысл реальности. Параметры этой психологической реальности рассматривались в качестве оснований профессиональной рефлексии процесса постдипломного образования педагогов и ориентиров андрагогической деятельности. Фактологическая информация, содержащаяся в исследуемых текстах, составляет объектный, денотативный уровень "смысловых зон" текста; метауровень представляет теоретическое сообщение, контекст, отношение в эмоциональных, интенциональных терминах, понятность которых определяет субъективную информативность текста. Иерархическое строение смысла текста, речи, "текстовой деятельности" презентирует как феномен говорящего (его личность, мотивы, интенции, переживания), так и его взаимоотношения с окружающими, коммуникантами. Описывается предмет с помощью системы предикатов, субъектно-предикатных конструкций, отражающих в большей мере логическую структуру текста. Содержание, конкретный смысл текста выражается через структуру денотатов, обозначающую объекты в виде схем, графов, сети.
Феномен высказывания в текстовой деятельности педагогов рассматривался в нашем исследовании в традиции психолингвистики, в трех ракурсах – как "говорение" (локутивный акт), как акт воздействия на слушающих (перлокутивный акт) и как "намерение, выраженное в словесной форме" (иллокутивный акт). При этом особую исследовательскую ценность имело то, что являлось предикатом продуктивно организованной текстовой деятельности и, одновременно, необходимым условием адекватного реагирования на высказывание окружающих – субъективная понятность Исследование текста становится продуктивным в том случае, когда нарратив информативен настолько, что становится возможным распознавание намерений говорящего, а также его психологического состояния, переживаний.
Процедурно методика интент-анализа близка проективным методикам или психологическому контент-анализу текста. Для исследователя интент-анализ актуализирует ту же проблему, что и контент-анализ - экстраполяция экспертных оценок на аудиторию адресатов текста и правомерность считать их общезначимыми, а не частными.
Для исследователя в экспериментальной работе с нарративами важен объективный ориентир: чем больше метафор привлечено в качестве предикатов референциального объекта, тем сильнее эмоциональное воздействие интенции, выраженной этой смысловой зоной текста, и тем важнее она для автора. Метафоры включены в текст обычно неравномерно, так как они призваны усиливать разные интенции: "крен" в сторону метафор говорит о значимости данной интенции". Дислокация метафор в тексте является маяком в осуществлении интент-анализа. Интент-анализ преследует цель охарактеризовать на основе вербального материала стоящие за речью психические процессы и состояния.
Реконструкция интенцийпо текстовым материалам в эксперименте раскрывает перед исследователем феноменом профессионального развития педагогов как праксиологический результат постдипломного образования, так как интенциональность являются тем иерархически высоким уровнем речевой системы, который ближайшим образом связан с личностью говорящего, его устремлениями, предпочтениями, погруженностью в практическую педагогическую деятельность.
Исследование многочисленных текстовых материалов в многолетнем экспериментальном процессе постдипломного образования обнаруживает, что по мере решения задачи методологического самоопределения педагогов происходит смещение акцентов педагогической рефлексии, смена референциального объекта – все чаще в него включаются не формальные результаты учения или поведения, а показатели психологических состояний школьников, характеристики взаимоотношений и проявления субъектности в позитивном контексте. Об этом говорит дислокация метафор в нарративах – они плотнее охватывают интересующий и тревожащий объект педагогического внимания. Синхронно составленные самоописания педагогов дают возможность зафиксировать появление и развитие позитивных психологических состояний, связанных с защищенностью методологической культурой, способностью профессионально обосновать собственные решения и с уверенностью в приоритете для педагогических межличностных взаимодействий понимания и сопереживания, а не преследования формально-эффективных достижений.
В праксиологическом контексте можно реконструировать метафоры ранних и поздних ответов как выражение увеличивающейся практической успешности педагогов, о чем они сами говорят. Но основной смысл интент-анализа в том, чтобы выявиться за счет чего произошла позитивная смена интенций, позволившая педагогу стать успешнее. Привлечение большего количества метафор в качестве предикатов референциального объекта (в опросах и интервью обусловленного вопросами андрагога, в свободных изложениях и текстовой продукции объект избирается педагогом и это указывает на сферу его основных профессиональных забот), а также концептуальные метафорические модели указывали, что педагог становился спокойнее и увереннее в своих действиях, он становился естественнее в своих проявлениях без чувства страха за возможное внешнее осуждение коллегами или школьниками, что позволяло ему оптимальнее налаживать взаимоотношения с учащимися и взрослыми, ответственно выбирать стратегию индивидуализированного обучения и отношения к школьнику, доверять своей интуиции и не избегать ссылаться на нее в профессиональных кругах и т.п.
В основе праксиологического преобразования педагогической деятельности педагогов в результате постдипломного образования лежат психотерапевтические эффекты – аутентичность, снижение тревожности, доверие к людям и своим чувствам, интуиции, уверенность, которая поддержана развившейся способностью рефлексии, позволяющей вовремя и адекватно реагировать на изменения педагогической ситуации, а также укрепление своих профессиональных позиций методологически осмысленными ценностями образования.
Учителя чувствовали себя более успешными в практической деятельности, что могли подтвердить показателями реального улучшения образовательной среды в классе, отношением к учению школьников, а также отзывами детей и их родителей (это также подтверждалось экспертами).
В основе праксиологического преобразования педагогической деятельности педагогов в результате постдипломного образования лежат психотерапевтические эффекты – аутентичность, снижение тревожности, доверие к людям и своим чувствам, интуиции, уверенность, которая поддержана развившейся способностью рефлексии, позволяющей вовремя и адекватно реагировать на изменения педагогической ситуации, а также укрепление своих профессиональных позиций методологически осмысленными ценностями образования.
Феноменологически методологическое самоопределение обозначивает себя в психотерапевтических эффектах, которые возникают в процессе постдипломного образования и концентрируются в соответствующем мета-эффекте защищенности появившейся способностью обосновать и ценностно обусловить свою профессиональную позицию, несмотря на возможное несовпадение с принятым представлением (психотерапевтический эффект ослабления условий ценности – выработка собственной конструктивной стратегии сохранения Я-концепции без конфликта с референтной группой). Для этого в содержании постдипломного образования педагогов разворачивается панорама исторически детерминированных и зафиксированных мировоззренческих позиций профессионального педагога.
Опережающие тенденции в постдипломном образовании реализуются в частности в учебных ситуациях проектирования вариантов возможных в будущем социокультурных вызовов личности: методологические установки предопределяют возможное будущее сегодняшнего субъекта образования. В связи с этим в эксперименте проводилась ревизия системы знаний, составляющих содержание постдтпломного образования педагогов. Так как проектирование полипредметно, определилась потребность в междисциплинарном знании, которое, при устойчивых методологических основаниях, позволяет создавать методики и проекты, творить заново педагогическую реальность. В эксперименте ставилась задача обеспечить педагогам интеллектуальные средства практической успешности, то есть не только для создания проектов как универсальных продуктов методологической работы, но и для реализации проектов в конкретной педагогической ситуации.
Дляметодологического самоопределения педагогов в экспериментальном процессе постдипломного образования они побуждались к рефлексии собственного профессионального опыта и учебных ситуации, в которых параметры заданы теми или иными методологическими принципами или подходами. Андрагог имеет возможность в качестве учебного действия подводить педагогов к разным оценкам одних и тех же ситуаций, варьируя критериальные основания рефлексии, меняя профессиональную и обыденную точки зрения. Методологически самоопределяясь, то есть, приобретая собственную осознанную ответственную позицию в широком спектре жизненных и педагогических ситуаций, учитель переживает (проживает) значимость своей субъектной роли для связанных с ним людей и достижения целей образования. Текстовые материалы педагогов обнаруживают, что руководствуется выбранными ценностными ориентирами, предопределяющими уверенность по отношению к возможному, даже негативному, будущему, педагог приобретает возможность твердо обосновать собственный выбор путей (средств) решения.
Методологическое самоопределение, как это показывают самоописания педагогов, позволяет педагогам выходить в позицию ответственного выбора, взвешенного отношения к возможным негативным следствиям неуклонного следования самостоятельно принятым ценностным предписаниям. Это интерпретируется нами как определенный психотерапевтический эффект снижения условий ценности, то есть обоснование решения (выбора) собственными оценками, суждениями, а не внешними, экспертными. Педагоги в дискурсах обнаруживают приобретенную способность преодолевать стереотипы референтной группы и идти на рассчитанный риск как готовность к предприимчивости, профессиональная мобильность в конкретной ситуации.
Собственный экзистенциальный опыт, для которого в эксперименте создавались специальные условия, наделяет убедительностью и личностной значимостью отвлеченные философские дефиниции. Об этом свидетельствуют отзывы педагогов о курсах повышения квалификации, в процессе которых в течение ряда лет реализовывались андрагогические условия, праксиологический контекст которых порождал психотерапевтические эффекты образования, исследуемые автором.
Значимым ориентиром для андрагога, решающего проблему методологического самоопределения педагогов, является интенсивное обновление понятийно-категориальной основы понимания, терминологической системы современного образования, отвечающей "новому педагогическому мышлению". Избыточность теоретического знания в экспериментальном процессе постдипломного образования обусловливает высокий компетентностный уровень профессионального развития педагогов, что имеет документальное подтверждение. Нарративы также подтверждают рост в связи с этим практической успешности педагога в дальнейший период профессиональной деятельности.
Важно обеспечить для педагога условия для того, чтобы он был практически успешным не только в учебном процессе, но, и это самое важное, в дальнейшей профессиональной работе в реальных, непредсказуемых педагогических ситуациях.
При разработке программ для постдипломного образования педагогов андрагог стоит перед задачей выбора содержания и форм для повышения квалификации, которые позволили бы не только упражняться в воспроизведении позитивного опыта, но и избавляли ли бы педагогов от "тотальности специализированной частичной функции образования", предоставляя возможность осмысливать реальность с более высокого уровня горизонта, что позволяет увидеть педагогическую проблему в контексте социокультурных обстоятельств и индивидуально обусловленных ситуаций.
В этом контексте для андрагога определенной задачей выступает отбор подходов, принципов, содержания и форм постдипломного образования для обеспечения условий методологического самоопределения педагогов. Ориентация постдипломного образования педагогов на психотерапевтические эффекты предполагает методологическое самоопределение, как учителей, так и андрагогов, то есть всех субъектов, участвующих в образовательном процессе. То есть андрагог ставит в качестве оснований самооценки организованного им процесса образования детерминирующую связь между эпистемологическими новообразованиями педагогов и их методологическим самоопределением.
Принятие андрагогом принципа интеграционного согласования опытов как одного из важнейших ориентиров постдипломного образования педагогов для обеспечения их методологического самоопределения стало в эксперименте важным основанием профессиональной рефлексии процесса обучения, в праксиологические критерии эффективности которого включены условия появления психотерапевтических эффектов. В связи с этим важнейшей задачей становится "прирастание" знаниево-смысловых приобретений педагогов в процессе постдипломного образования к имеющимся знаниям и смыслам, проверенным их профессиональным и жизненным опытом и имеющим для субъекта ценность ориентира самоидентификации. Педагоги в самоотчетах отмечают, что процесс освоения нового знания (при условии реализации андрагогом принципа "интеграционное согласование опытов") стал для них как бы вспоминанием известного, но забытого, как бы уже имеющегося в личном опыте и проверенного ранее "справедливого" знания
Педагоги в процессе постдипломного образования могут приобрести твердую мировоззренческую позицию, позволяющую спокойно и уверенно идти своим путем, как в профессиональном, так и в жизненном смысле. Нарративы показали, что обретение собственной мировоззренческой позиции и выбор индивидуальной стратегии в жизни и профессиональной деятельности осмысленно соотносятся учителями с современными гуманитарными парадигмами, методологическими подходами, обеспечивающими личностную интенцию педагога относительно культурно-психологической субъектности учащегося в образовательных взаимодействиях. Психотерапевтические эффекты, имманентно присущие гуманистически ориентированному образованию, предопределяют внутреннюю возможность педагога не утерять ценность личности школьника при достижении обучающих и воспитательных целей образования, а также сохранить собственное психологически устойчивое, благополучное состояние, несмотря на неизбежные профессиональные перегрузки.
Для обеспечения праксиологического контекста постдипломного образования педагогов важнейшим условием выступает методологическое самоопределение андрагога, закладывающее в основание его профессиональной рефлексии наиболее значимый фактор практической успешности дальнейшей профессиональной деятельности учителя - возникновение психотерапевтических эффектов в процессе и в результате андрагогических межсубъектных взаимодействий.
Сведения об авторе
Маралова Екатерина Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ОАОУ «Новгородского института развития образования», г. Великий Новгород, Россия.
Вважаємо, стаття цікава й змістовна й заслуговує на особливу увагу.
г. Кривой Рог, Украина
Уважаемая Екатерина Александровна, согласна с Вашим мнением о модернизации ДО и андрагогическом взаимодействии, которое обеспечивает не только расширение горизонта базовых и дополнительных знаний взрослого человека, но и способствует его саморазвитию, самоактулизации , улучшению социального самочувствия и развитию социального интеллекта. Прошу уточнить в Вашем понимании «Нарратив» - как изложение взаимосвязанных событий, представленных в виде последовательно сти слов или образов Или нарратив является не описанием некой реальности, а «инструкцией» по определению и пониманию последней, которые только создают иллюзию описания процесса являясь на самом деле лишь средством (по определению Й. Брокмейера и Рома Харре)? С Уважением, Павленко Елена Алексеевна
Украина, г.Киев
І чужому научайтесь, й свого не цурайтесь (Т.Шевченко)
Стрічка RSS коментарів цього запису