РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Светлана Лукашевич, Тамара Желонкина, Юрий Никитюк
(Гомель, Беларусь)
В статье рассматриваются теоретические и практические основы совершенствования педагогической практики студентов в системе подготовки их к учительской деятельности, вопросы развития творческой активности и формирования у студентов профессионально-педагогических умений и навыков в дальнейшей педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая практика, творческая активность, умения, навыки, исследовательская деятельность, обучение, технологии.
The article discusses the theoretical and practical bases of perfection of pedagogical practice of students in their preparation for teaching activities, the development of creativity and formation of students' professional and pedagogical skills in further educational activities.
Keywords: pedagogical practice, creative activity, skills, research, training and technology.
Постановка проблемы. Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей. В профессиональном формировании будущих учителей основными составляющими являются как теоретико-педагогическая подготовка, так и практическая деятельность. Исследуя процесс влияния педагогической практики на развитие профессионального мышления студентов, необходимо отметить, что она должна отражать духовно-практическую деятельность студентов, содержанием которой является освоение и преобразование педагогических явлений, фактов, т.е. их конкретную познавательную и преобразующую деятельность в школах, ПТУ.
Основными задачами педагогической практики являются формирование индивидуальности учителя, углубление его интереса к своей профессии, овладение технологией педагогического процесса, методами и приемами самовоспитания и самообразования, актуализация взаимо- и самооценочной деятельности, включение в коллективный анализ профессионального становления личности собственной и своих однокурсников.
Анализ последних исследований и публикаций. Начиная с 60-х годов прошлого столетия вопросы, связанные с организацией и совершенствованием педагогической практики становятся предметом специального изучения белорусских ученых – педагогов. Различные аспекты практики освещаются в статьях А. Бекаревича, В. Ванцевича, С.Мелешки и др. Более обстоятельно проблемы педагогической практики в Беларуси стали исследоваться в 80-90-е годы. В этом плане следует отметить учебное пособие «Педагогическая практика студентов», вышедшее в 1991 г. под редакцией В.П.Тарантея. В нем анализируются такие вопросы повышения эффективности практики, как: практическая направленность обучения в педагогическом вузе; научно-исследовательская работа студентов в период педагогической практики; творческое применение практикантами научно-педагогических знаний; использование профессиограмм и квалификационных характеристик педагога в целях оптимизации подготовки будущих учителей [1].
В психолого-педагогической литературе отмечается, что наряду с определением целей и содержательной направленности практики важное место занимает развитие творческой активности, формирование у студентов профессионально-педагогических умений и навыков.
Цель написания статьи – разработка методических рекомендаций по практической подготовке будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности в школе; подготовка студентов ко всем видам педагогической деятельности, а не только к учебной; внедрение в ход педагогической практики информационных и инновационных технологии; осуществление рациональных способов формирования у студентов профессионально-педагогических умений и навыков.
Изложение основного материала. Важнейшим качеством творческой личности будущего учителя физики является его творческая активность – способность нестандартно и эффективно изменять окружающую педагогическую среду в соответствии с собственными и общественными потребностями. В нашем понимании педагогическая творческая активность – это владение опытом творческой деятельности, который воплощен в культуре и мастерстве учителя.
Развитие творческой активности представляет: последовательный процесс формирования взглядов личности; выработку профессиональных умений; активное включение в педагогический процесс; межличностные отношения в процессе профессиональной деятельности; актуализацию задачи по развитию творческих способностей учащихся в процессе исследовательской деятельности; применение различных приемов по раскрытию таланта учащихся.
Процесс развития творческой личности необходимо рассматривать как единство двух взаимосвязанных сторон: создание объективных условий для проявления профессиональной творческой активности; проявление ее субъективных, социально активных качеств.
Методические основы развития профессиональной творческой активности студентов – физиков составляют: многоэтапность педагогической практики; принципы определения содержания и формы организации педагогической практики; таксономию целей и видов деятельности студентов на педагогической практике; систему заданий к педагогической практике.
Принципы определения содержания и форм организации многоэтапной педагогической практики следующие: преемственность – обеспечивает освоение способов деятельности от базового до творческого уровня; интеграции содержания научных знаний физики, педагогики, и методики преподавания физики – известных способов деятельности; моделирования педагогических явлений – методов научного познания, методов конкретных физических теорий, а также психолого-педагогических методов изучения учебного процесса; вариативности технологий обучения – опыта творческой деятельности, воплощенного в особых интеллектуальных процедурах, при использовании учебного комплекса по физике и физического эксперимента; конструирования – способы деятельности студентов в качестве лаборанта, заведующего кабинетом физики, учителя и классного руководителя. Они служат основанием системы заданий к педагогической практике.
Поскольку в период педагогической практики студенты развивают знания о способах педагогической деятельности, осваивают опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности, то главными действиями студентов являются действия, соответствующие этапам цикла познания педагогических явлений.
Цикл познания включает: наблюдение педагогических явлений; постановку проблемы; выдвижение гипотезы для ее решения; выбор психолого-педагогической модели; использование педагогических концепций и идей; получение теоретических выводов и проверка их в педагогическом эксперименте.
Составляющие цикла познания педагогических явлений образуют содержательные компоненты системы заданий. Каждый компонент системы содержит подсистему заданий, адекватных уровням видов деятельности студентов на различных этапах педагогической практики.
Таксономия видов и целей деятельности студентов на этапах практики состоит из шести уровней. Предлагаемая система заданий к педагогической практике предполагает поэтапное формирование профессиональной творческой активности студентов.
Необходимо отметить, что деятельность студента-практиканта во время проведения уроков в школе разнообразна и многопланова. Помимо знания содержания материала урока необходимо уметь спланировать свои действия, уметь пользоваться физическими приборами, поддерживать внимание учащихся во время объяснения нового материала и по ходу показа физических демонстраций. Поэтому при подготовке студентов к ответственному периоду их профессиональной деятельности в качестве учителя физики необходимо изучить практикум по демонстрационному физическому эксперименту.
На первом этапе в лаборатории студенту предлагаем задания по работе с оборудованием физического кабинета, имеющие целью знакомство с демонстрационным вариантом известного оборудования, самостоятельную подготовку приборов и экспериментальных установок, а также проведение опытов.
Второй этап предполагает разработку и показ фрагментов урока на основе демонстрации физического явления. Задания, выполняемые на этом этапе, концентрируют внимание студента на различных аспектах его деятельности: технологическом (знание приборов и последовательность работы с ними, владение техникой демонстрационного эксперимента); содержательном (изложение сути демонстрируемого физического явления во время проведения опыта); символико-математическом (правильность и рациональность расположения записей и рисунков на доске); психологическом (эмоциональная окраска урока, диалог с учениками по ходу демонстрации, разрешение проблемных ситуаций).
Третий этап работы в лаборатории – это всесторонний анализ и обсуждение выступлений сокурсников, выделение различных сторон их деятельности, предложение своих вариантов фрагментов уроков.
Активная работа студентов на всех трех этапах практикума способствует формированию профессионального значимых умений будущих учителей физики, позволяет прийти на первые самостоятельные уроки не только с багажом теоретических знаний, но и с приобретенными практическими умениями по проведению урока.
Выводы. Таким образом, для подготовки будущих учителей и развития их творческой активности весьма большое значение имеет создание в учебном заведении подлинно педагогической атмосферы, которая была бы направлена на улучшение их профессионального формирования и пронизывала как содержание, так и методическую организацию проводимой учебно-воспитательной работы. Этому призвана служить педагогизация учебно-воспитательного процесса подготовки студентов к учительской деятельности, при которой все изучаемые дисциплиныи формы учебной работы сориентированы на будущую квалификацию учителя, на овладение не только методическими умениями, навыками, но и на развитие профессионально-педагогических личностных свойств и качеств.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие / В.П.Тарантей, И.А.Карпюк, И.И.Прохоньев и др.; Под ред. В.П.Тарантея. Мн.: Университетское, 1991. 206 с.
- Харламов И.Ф., Горленко В.П. Педагогическая практика: старые и новые подходы / Педагогика. 1997. № 4. С. 72-78.
- Харламов И.Ф., Горленко В.П. Содержание профессионально-педагогических умений и навыков и их формирование у студентов в процессе педагогической практики: Учеб.-метод. пособие / Гомель, гос. ун-т им. Ф.Скорины. Гомель, 1993. 32 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Лукашевич Светлана Анатольевна – старший преподаватель кафедры теоретической физики УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины».
Желонкина Тамара Петровна – старший преподаватель кафедры общей физики УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины».
Никитюк Юрий Валерьевич – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры радиофизики, проректор по воспитательной работе УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины».
Чим більше ми будемо готувати майбутніх педагогів до професійної діяльності у школі в подібних умовах, тим швидше вони адаптуються до майбутньої професії.
Запропонована стаття корисна для студентів педагогічної спеціальності, майбутніх педагогів, викладачів.
Стрічка RSS коментарів цього запису