Концептуальные основания оптимизации педагогического образования в условиях современного университета
Кондрашова Лидия
(Черкассы, Украина)
В статье теоретически обосновываются концептуальный подход как методологическая основа модернизации педагогического образования в условиях современного университета.
Ключевые слова:парадигма, подход, педагогическое образование, личностно-ориентированный, деятельностно-компетентностный, содержательно-процессуальный, задачный, диалогический и имитационно-игровой подходы.
In article theoretically justified paradigmatic approach as a methodological basis for the modernization of teacher education in the modern university.
Keywords:paradigm paradigmatic approach in teaching, student-centered, activity-competence, meaningful Procedure, a task, a dialogic and simulation and gaming approaches.
Постановка проблемы.Изменения, происходящие в современном мире, предъявляют все большие требования к человеческому фактору как действенному средству преобразования современного общества. Идеалом образованности становится человек, противостоящий разрушающим тенденциям техногенной цивилизации, ставший на путь «духовной навигации» (В.Розин). Возрастание роли человеческого фактора в жизни и преобразовании современного общества диктуют новые требования к воспитанию подрастающего поколения, подготовки его к самостоятельной жизни и деятельности, а тем самым актуализирует проблему дальнейшего совершенствования качества педагогических кадров и повышению роли университетского образования в ее решении.
Переход высшей школы на многоступенчатую систему подготовки педагогических кадров одновременно направлен на реализацию личностно-ориентированного и практико-ориентированного педагогического образования, что значительно усложняет цели и функции университетского образования.
Анализ последних исследований и публикаций. Поиск методологических оснований преобразования педагогической действительности волновал ученых во все времена. Теория выполняет функции методологического регулятива в преобразовании педагогической действительности (Е.Бережнова, Н.Коршунова, В. Краевский, В.Полонский). Теорию многие авторы рассматривают как парадигму, т.е. совокупность стандартов, методологических норм, ценностных критериев, позволяющих получать новые сведения и методы изучения и преобразования практики (Т.Кун)[3]. Т.Власова, И.Колесникова, Н.Лызь утверждают, что важно различать теоретико-методологические основы для научной деятельности и практики. Для науки важно говорить о научной парадигме, для педагогической практики – образовательной парадигме. В.Краевский выступает против «парада парадигм», утверждая, что парадигму нельзя «создать», «разработать», т.к. парадигма включает систему уже устоявшихся теоретических и методологических установок, принятых в качестве образца для решения научных проблем[1]. Е.Бондаревская, разделяя взгляды В.Краевского на сущность и роль парадигмы в педагогической реальности, говорит о становлении гуманистической парадигмы, гуманитарной методологии как основания ситуаций человеческого существования и его бытийного смысла[2]. Исходя из того, что парадигма как методологическая основа преобразования педагогической действительности обусловливает поиск новых идей, концепций, теорий педагогических систем, дальнейшая оптимизация университетского образования и эффективное решение его задач актуализирует поиск новых концептуальных положений, обеспечивающих перспективные ориентиры в преобразовании университетского образования.
Цель статьи состоит в разработке концептуальных положений, проектирующих инновационную педагогическую действительность, адекватную гуманистическим целям, ценностям и смыслам университетского образования.
Изложение основного материала. Критический анализ качества подготовки кадров для различных сфер профессиональной деятельности, уровня их профессиональной готовности и компетентности свидетельствует о необходимости кардинальных изменений в практике высшей школы. Недостатки в подготовке кадров в большей степени можно объяснить нечеткостью, эклектичностью, догматизмом целей профессиональной подготовки в условиях высшей школы. Вузовский процесс пока еще полностью не нацелен на системное формирование творческой личности студентов и реализацию в ходе обучения различных путей развития их творческих способностей.
Среди основных направлений модернизации высшей школы следует выделить:
-создание педагогически управляемой образовательной среды;
-повышение воспитательного потенциала образовательного процесса высшей школы;
-обеспечение двухаспектности целеполагания профессиональной подготовки будущих специалистов;
-моделирование содержания профессиональной подготовки, его отбор и структурирование на принципах опережающего обучения, ролевой перспективы, гармонизация содержательного и процессуального, интеллектуального и эмоционального его аспектов;
-внедрение инновационных технологий профессиональной подготовки;
-методическое оснащение учебного процесса и каждой дисциплины, включенной в учебный план университета;
-разработка комплексной системы мониторинга и оценивания профессиональной готовности студентов, уровня их профессиональной компетентности.
Решение этих задач предопределяет необходимость разработки концептуальных оснований, объединяющих в своем содержании личностно-ориентированную, культурологическую, здоровьесберегающую, экологическую, антропологическую, синергетическую доминанты, характеризующие элементы гуманистической парадигмы университетского образования.
Стремления ученых найти научно обоснованный метод преобразования педагогической действительности порождают многочисленные попытки обоснования понятия «парадигма» и парадигмального подхода - важного регулятива развития педагогической теории и практики.
Модернизация педагогического образования сопряжена с реализацией комплекса подходов, которые отражали бы специфику практико-ориентированного его содержания. Ориентация на тот или иной подход позволяет определить пути оптимизации педагогического образования, разработать его структурную модель, выявить системообразующие принципы и пути осуществления в системе педагогического образования. Стратегическими подходами являются личностно-ориентированный, деятельностно-компетентностный, содержательно-процессуальный, задачный, диалогический, имитационно-игровой, которые осуществляются в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Стратегия на совокупность подходов в разработке теоретико-методических основ педагогического образования полностью подтверждает ориентацию ее на личность студента, его возможности и способности в овладении избранной профессией. Реализация этих подходов позволяет формировать у будущего педагога позицию проектировщика, создателя нового образовательного продукта.
Пути оздоровления педагогической действительности сопряжены с поиском новых подходов к ее организации. Суть таких подходов состоит в единстве педагогического воздействия и активной познавательной деятельности студентов в учебном процессе, что позволит структурировать учебную информацию по принципу решения мыслительных задач и включить будущих учителей в активный процесс познания посредством имитационно-игровых форм и методов.
В ходе педагогической подготовки будущие учителя должны обучаться методологии поиска необходимого педагогического знания и технологии использования его в решении профессионально-педагогических проблем.
Один аспект парадигмы в стиле «иметь» характеризует направленность педагогической подготовки на овладение определенным объемом информации (суммы знаний). В данном случае студенты овладевают учебным материалом, очерченным учебными программами педагогических дисциплин. Другой аспект - в стиле «быть» имеет эвристическую направленность. Студент выступает субъектом своего образования. Он овладевает умением выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учится формулировать и ставить цели собственного педагогического образования и профессионального развития, в обстановке свободного выбора структурирует содержание и формы овладения им в ходе педагогической подготовки.
Оба эти аспекта парадигмы, нередко, в педагогической практике находятся в противоречиях. Сложность состоит в том, что будущие учителя овладевают обезличенными педагогическими знаниями, которые теряют личность, не раскрывают ее возможностей и способностей, не готовят творца и деятеля. Анализ вузовской практики позволяет говорить о том, что для педагогической подготовки будущих учителей присущ нередко догматизм, формализм, оторванность от живой педагогической действительности.
Преодоление этих негативных явлений в подготовке будущих учителей обусловливает необходимость подходов, которые моделировали бы ее содержание и пути реализации в тесном единстве и взаимообусловленности информационно-содержательной и процессуальной сторон ее содержания.
Учебные занятия по изучению педагогических дисциплин реализуются в различных формах их организации: деловая игра, тренинг-семинар, практикум решения педагогических задач, имитационно-ролевые ситуации, конференции и защита проектов. Для активизации позиции студентов используются различные методы: частично-поисковый, диалог, драматизация, репродукция, импровизация и др. Формы и методы активизируют личностную позицию, субъектность ее и способность позиционировать себя в творческой профессиональной деятельности, в ситуациях самоопределения, самопроектирования и самореализации.
Педагогическая деятельность носит поисково-творческий характер и направлена на решение различного рода ситуативных и проблемных задач. Задачи являются структурной единицей педагогического содержания. Смысл решения этих задач состоит не в открытии нового, неизвестного для педагогической теории, а в том, чтобы научить будущих учителей мыслить, анализировать, оценивать и корректировать устоявшиеся представления о различных аспектах педагогической деятельности, углублять и расширять представления о них с помощью задачного подхода.
В свете этих тенденций педагогическая реальность как образовательное пространство, центром которого является личность, реализующая свои задатки, способности и возможности в различных образовательных ситуациях, профессиональной направленности, носит человекосообразный характер. Особо значимы в этих ситуациях индивидуальная траектория развития каждого студента, ценностно-смысловое содержание и технологии, адекватные целям и задачам учебного процесса.
Модернизация педагогического образования сопряжена с подготовкой студентов к действиям в нестандартных ситуациях. Важно в процессе овладения педагогической теорией учить их видеть противоречивость педагогических фактов, спорить, доказывать, отстаивать собственную позицию, формулировать проблемы, искать нестандартные подходы к их решению. В этом плане большие возможности содержит диалогический подход. Гуманистическая методология, основанная на диалоге, реализуется через методы вчувствования, вживания во внутренний мир другого человека, рефлексии, самоизменения, позволяет сконструировать образовательную среду для развития субъектности и духовности каждого студента.
Исходя из того, что основой педагогического образования должно стать знание не только как объективно существующее, но и обладающее признаками субъектности, стимулирующее личностные смыслы и профессиональные ценности, важным концептуальным положением является идея гармонизации интеллектуального и эмоционального аспектов в учебном процессе. Смысл этой идеи состоит в том, чтобы сделать знания достоянием личности, т.е. личностными качествами, что невозможно без гармонии интеллекта и эмоций, слияния двух содержаний: знаний и эмоциональных переживаний в образовательном процессе.
Организация педагогической подготовки будущих учителей в системе университетского образования предполагает поиск содержательных средств развития практики, что невозможно без опережения теоретических разработок практических потребностей. На основе различных подходов к организации педагогической подготовки возникают и проявляются различные принципы, раскрывающие теоретические и методические основы ее оптимизации.
Вывод.Парадигма, как устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор заданий и средств оптимизации педагогического образования, призвана раскрыть сущность, основные характеристики и пути реализации инновационной педагогической подготовки.
Парадигма позволяет адекватно понимать и точно интерпретировать теоретико-методические основы реализации совокупности подходов в ходе педагогической подготовки студентов. Суть ее состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций, средств адекватных требованиям этих подходов. Определение теоретико-методических основ конкретизации и структурирования содержания педагогического образования в соответствии с современными требованиями, направленными на педагогические инновации и подготовку конкурентоспособных педагогических кадров, выступают важными концептуальными основаниями оптимизации университетского образования.
Литература:
1.Краевский В.В. Парад парадигм (послесловие к статье Н.Л.Коршуновой)/ В.В.Краевский// Педагогика. – 2006. - № 8
2.Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография. Коллектив авторов/ под ред. Е.В.Бондаревской. – Ростов-на-Дону: изд-во «Булат», 2007. – 440с.
3.Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанов. – М.: Изд. В.М.Скакун, 1998. – 896с.
Сведения об авторе
Кондрашова Лидия Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и образовательного менеджмента Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого, Заслуженный деятель науки и техники Украины.
г. Кривой Рог, Украина
Уважаемая Лидия Валентиновна, спасибо Вам за статью. Ваша статья очень своевременна и актуальна, конкретизирован ы основные направления модернизации высшей школы. Полностью с Вами согласна, что в современных условиях содержание образовательног о процесса должно выстраиваться в соответствии со стратегиями личностного и профессионально го развития. Результатом профессионально й подготовки специалиста должна стать его измененная ментальность и готовность к культурообразую щей инновационной деятельности. По моему мнению, необходимо также создать систему прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования. С уважением, Павленко Елена Алексеевна.
Уважаемая Лидия Валентиновна! Полностью разделяю Ваши мысли о том, что высшее образование нужно модернизировать . Считаю, что мы, как работники высшей школы, должны приложить усилия, чтобы реализовать Ваши предложения. Думаю, у каждого из нас есть свои мысли по-поводу того, как это лучше сделать.Давайте делать это вместе, и все у нас получится!
Стрічка RSS коментарів цього запису