Accessibility Tools

Мультифакторный подход при паралельно-многоканальном методе обучения

Сергей Королев

(Кировоградская летная академия Национального авиационного университета, г. Кировоград, Украина)

Давно не секрет, что сейчас стало очень заметным падение качества обучения студентов.

Очевидно, что ситуация требует нестандартных решений, что может потребовать привлечения методов из наук, стандартно отстоящих весьма далеко от классической педагогики. В качестве возможного варианта автор предлагает, как базис, использовать информационно – компьютерную модель учебного процесса [1]. В этой модели показано заметное сходство между процессами по обмену информацией в компьютерных сетях и процессами по обмену информацией между преподавателем и студентом в процессе учебы.

Необходимо также более детально разобраться с понятием «информация». Для внесения ясности и повышения уровня определенности в этом вопросе автором было предложено разделить широкое понятие «информация» на три отдельных класса: «скрытая информация», «потенциальная информация» и «эго – информация»[2].

Практика со стеклянной ясностью показала, что стандартный метод передачи учебной информации от преподавателя к студенту, который можно определить как одноканальный метод, себя давно исчерпал. Поэтому ранее были предложены двухканальные методы передачи информации к студентам. Автором было предложено не ограничивать число возможных каналов передачи информации в учебных целях никакими конкретными значениями, такой метод логично определить как многоканальный [3].

Важный резерв в деле повышения качества образования может дать применение методов синергетики в педагогике. Под синергетикой принято понимать исследование условий, при которых из абсолютного хаоса и полного беспорядка возникают сложные высокоупорядоченные структуры. Например, когда из водяного пара, молекулы которого абсолютно хаотически движутся в пространстве, при охлаждении сначала получается жидкость, вода. Молекулы воды уже обладают ближним порядком, а затем из воды кристаллизуется лед, в котором эти же молекулы обладают дальним порядком. Подобные процессы происходят также в социальных системах, с отдельными студентами и с их группами при обучении. Именно те перспективы, которые открывает синергетика применительно к потребностям педагогики, являются мощным стимулом в изучении этих аспектов [4].

Необходимо, однако, предостеречь от массовой ошибки, когда не очень знающие люди воспринимают синергетику как некую волшебную палочку, которая способна творить прямо чудеса просто самим фактом своего присутствия или упоминания о ней [5]. Это далеко не так, с синергетикой требуется обращение как с точной наукой.

Для того, чтобы избежать подобных проблем, в [6] , автором было предложено применить аксиоматический подход в использовании синергетики в педагогике, по аналогии с построением Эвклидовой геометрии.

Поскольку каждый студент является уникальным и неповторимым творением природы и может быть приближенно описан несколькими сотнями параметров, а также процесс обучения тоже является весьма сложным и тоже требует для своего описания несколько сотен параметров, то отсюда легко сделать вывод о том, что процесс обучения является действительно многофакторным процессом.

Проблема заключается в том, чтобы учесть правильным образом все факторы и правильно ими управлять. Но так как их число оценивается в несколько тысяч, то преподаватель, так как он человек, а не компьютер, не в состоянии их достаточно правильно анализировать в режиме реального времени. Это приводит с высокой долей вероятности к педагогическим проблемам и низкому качеству обучения основной массы студентов.

Поэтому вполне логично разбить множество факторов на несколько групп по степени их влияния на качество педагогического процесса, что позволит преподавателю учитывать самые важные факторы, их число будет сравнительно умеренным и держать под контролем вторые и третьи по значимости факторы.

Есть основания надеяться, что применение многофакторного подхода к обучению студентов позволит реализовать режим «автоподстройки учебы» каждого студента на подходящий именно ему ритм учебы при параллельно – многоканальном режиме учебы.

В завершении статьи автор считает своим приятным долгом выразить признательность за полезные дискуссии проф. Н.И. Садовому, КГПУ, г. Кировоград.

БІБЛІОГРАФІЯ

  1. Королев С. Информационно-компьютерная модель процесса обучения[Текст] / С. Королев // Наукові записки КДПУ ім. В. Винниченка. – Кіровоград : РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2015. – Випуск 8. Частина 2. – С. 104-110. – (Серія: Проблеми методики фізико-математичної і технологічної освіти).
  2. Королев С. В. Виды информации в моделировании и индивидуальной оптимизации процессов обучения [Текст] /С.В. Королев // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології. – Суми : Сум. ДПУ імені А.С. Макаренка, 2015. – № 7(51). – С. 83-101.
  3. Королев С. В. Параллельный мультиканальный метод получения учебной информации [Текст] / С. В. Королев // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології. – Суми : Сум. ДПУ імені А.С. Макаренка, 2015. – № 8 (52). – С. 54-75.
  4. Королев С. В. Корректное применение синергетики в процессах совершенствования обучения [Текст] / С. В. Королев // Вісник Черкаського університету. – Черкаси : Черкаський національний університет імені Богдана Хмельницького, 2016. – № 2. – С. 83-92. – (Серія : Педагогічні науки).
  5. Королев С. Преодоление синергетического синдрома в процессах обучения[Текст] / С. Королев // Наукові записки КДПУ ім. В. Винниченка. – Кіровоград : РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2015. – Випуск 8. Частина 4. – С. 54-65. – (Серія: Проблеми методики фізико-математичної і технологічної освіти).
  6. Королев С. Аксиоматический подход к применению синергетики в педагогике[Текст] / С. Королев // Проблеми та інновації в природничій, технологічній та професійній освіті : матеріали ІІ Міжнародної науково-практичної онлайн-інтернет конференції / за заг. ред. М. І. Садового та О. В. Єжової (Кіровоград, 20-23 квітня 2016 р.). – Кіровоград : РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2016. – 76 с.