ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ХРАНИЛИЩ ДАННЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Сумской государственный педагогический университет им. А.С. Макаренко
Медведовская Оксана, Пирханов Нурягды
В университетах Украины в последние годы значительно увеличилось количество часов, выделяемых на организацию и проведение самостоятельной работы студентов. Актуальность представленной работы определяется ростом использования облачных технологий в мире и, как следствие – возрастающим интересом к специалистам в области разработки облачных технологий. В работе был проведён анализ возможностей облачных хранилищ данных с точки зрения использования их инструментов для организации и контроля самостоятельной работы студентов педагогических университетов.
В педагогике высшей школы существуют различные трактовки понятия «самостоятельная работа». В работе авторы основывались на мнении П.И. Пидкасистого: «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе» [2]. По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой – это определенный способ деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, т.е. способ деятельности человека либо к получению совершенно новых, ранее ему неизвестных знаний, либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний.
Как показало анкетирование, проведённое в педагогическом университете среди обучающихся младших курсов на ряде факультетов, среди 37% респондентов, пользующихся облачными хранилищами данных, наиболее востребованным является Goole Диск, затем следует облако от Microsoft, iCloud, DropBox, часть, занимаемая остальными хранилищами данных, составила – 2% [1].
Поэтому основное внимание в исследовании было уделено облачным серверам Goole Диск, OneDrive, DropBox.
Для организации учебной работы в облачном хранилище MS OneDrive преподаватель размещает в отдельных папках для каждой студенческой группы учебно-методические материалы, и разрешает доступ к документам, находящимся в ней, каждому из участников группы, используя адреса их электронной почты. Тем самым создавая условия для обмена информацией внутри группы, т.к. каждый студент может поместить в папку собственные документы, например, отчёты по лабораторным работам для проверки преподавателем.
По окончании изучения дисциплины, студент сможет воспользоваться научно-методической литературой, предоставляемой ему во время учёбы, т.к. литература может сохраняться в его личном облаке как угодно долго, размеры памяти облачных хранилищ, предоставляемые в бесплатное пользование современными компаниями, позволяют это делать. Можно сказать, что таким образом студент формирует в процессе обучения своё личное пространство для обучения. Поэтому мы говорим о необходимости обучения пользования облачными сервисами в самом начале учёбы студентов в университете.
Редактирование и рецензирование документов, один из важнейших инструментов, предоставляемых преподавателю облачным сервисом OneDrive в режиме работы Общий доступ, который может быть использован при организации самостоятельной работы. Предоставив общий доступ к документу, созданному в одном из офисных приложений, преподаватель может не только добавлять комментарии к документу, но что особенно важно создавать примечания именно к конкретному фрагменту документа.
К сожалению, такая возможность не предоставляется преподавателям и студентам в случае использования, например, среды LMS Moodle, наиболее часто используемой системы управления обучением в современных университетах Украины.
Использование Microsoft Forms позволяют реализовывать текущий контроль сохранности знаний студентов в учебном процессе.
Рассматривая возможности облачного сервиса DropBox в организации самостоятельной работы студентов следует отметить, что в данном сервисе также есть возможность формирования общего доступа к папке, с различным уровнем доступа, а также создание документов, как в онлайн-версии приложений пакета Microsoft Office, так и в Google приложениях, что позволяет совместно работать над общими проектами.
Изучение и использование облачных сервисов в учебном процессе, предоставляет новые возможности для организации системы обучения, в частности, одной из форм её организации – самостоятельной работы, что как показывает практика ведёт к повышению эффективности образовательного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Медведовская О.Г., Поярков А. Использование облачных технологий в учебном процессе педагогических университетов. Наукові записки. Випуск 177. Ч.2. – Серія: Педагогічні науки. – Кропивницький: РВВ ЦДПУ ім. В. Винниченка, 2019, С. 242 – 247.
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Пед. общество России, 2005. 603 с.