ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Белорусский национальный технический университет

Кравченя Эдуард, Розин Даниил

Основными препятствиями на пути развития профессионального образования являются: дефицит ресурсов, дисбаланс функционирования и деформации общественного сознания.

Среди дефицитов связанных с нехваткой можно назвать: дефицит социального доверия (работодатели и представители органов образования, органы управления образованием и организации профессионального образования); дефицит квалификации педагогических работников; дефицит соответствующих современным требованиям учебников, учебных пособий и методик[1].

Дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к квалифицированным кадрам и реальными показателями их подготовки, связан с количеством поступающих учащихся и их качественными показателями. Проведенное исследование мотивации поступления в Минский государственный профессиональный лицей № 9 автомобилестроения показал критерии, которыми руководствовались поступающие в учебное заведение. Выборка составила 56 первокурсников, специальности «Технология сварочных работ», «Токарь. Автослесарь», которым предлагалось обосновать причины, по которым они выбрали именно эту специальность. На первом месте (68% опрошенных) – удовлетворение коммуникативных потребностей; на втором (32%) – удовлетворение социально-статусных потребностей. Далее следуют: удовлетворение потребности в творческой самореализации (33%), учебно-познавательные потребности (28%). Желание быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни составило 22% и оправдать ожидания родителей – 17% [2].

Для многих профессионально-технический учреждений задачи, связанные с построением такого «инновационного образа» могут показаться слишком недостижимыми и амбициозными. Но именно амбициозные планы побуждают людей на их достижение.

Залогом успеха профессионально-технического образования является его практико-ориентированность, то есть в обращенности к сфере труда и профессий, в развитии инструментов и механизмов взаимодействия между профессионально-техническими учреждениями образования и действующими предприятиями.

Для преподавателя профессионально-технического образования стоит задача – максимально пользоваться существующими ресурсами нестандартного образования как для развития обучающихся, так и для собственного личного и профессионального развития.

Большой ряд прогнозов связан непосредственно с развитием технологий и техники, которые определяют содержание профессионально-технического образования. Известно, что в настоящее время в мировая экономика претерпевает очередную смену технологического уклада.

В условиях динамичных, а также, непредсказуемых задач перед профессионально-техническим образованием встает крайне затруднительная задача: подготовить обучающихся к таким профессиям, которых еще нет. Есть ли у неё решение? Точный ответ на данный вопрос пока дать невозможно. Соотношение между профессиональными и общими (общепрофессиональными) компетенциями, которые формируются в образовательном процессе, должно быть резко изменено в пользу общепрофессиональных. Так же должна измениться сама номенклатура формируемых общих компетенций:

  • часть из них должна быть приоритетно нацелена на формирование готовности осваивать новые профессиональные компетенции, знания, умения и навыки конкретно на рабочем месте, использовать для этого все доступные ресурсы неформального и формального образования;

  • вторая часть должна быть связана с реализацией трудовых действий, общих для больших групп профессий и имеющих относительно свободный характер[3].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Москва : ЭГВЕС, 2010. 456 с.

  2. Дирвук Е. П. Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин : учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)». Минск : БНТУ, 2018. 55 с.

  3. Кравченя Э. М. Возможности и перспективы развития информационной образовательной среды БНТУ. Современные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции (24-25 ноября 2016 г.). Минск : БНТУ, 2016. С. 176.