ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ К С.И. ФРЕНКЕЛЬ
24 апреля 1953 г.
Я очень загружен работой, в феврале было острое переутомление, но «Узкое» место очень быстро было ликвидировало.
17 октября 1953 г.
...Мы с Наташей лечимся в Цхалтубо от всяких хворей и решили совместно написать тебе (мы не часто бываем с ней совместно в условиях, когда можно писать), послать привет и осведомиться о твоем здоровье. (...)
Единственное удовольствие, которое мы здесь получили, это две очень интересные поездки на грузинскую старину – XI и XII века. Особенно поразили нас своим величием развалины храма 1003-го года на высоком холме, откуда чудесная панорама на Кутаиси и окрестности.
Между Москвой и Цхалтубо я сделал небольшую, но приятную прогулку в горах и две недели купался в море в Гаграх.
31 декабря 1955 г.
У меня 4 дня температура выше 38°, очень плохое самочувствие; сегодня температура упала, но обнаружился небольшой фокус, будут пенициллинить. Это все пустяки, просто я не привык еще болеть.
23 июня 1958 г.
...Завтра улетаю в Женеву. Закрутился до потери сознания – изучаю способы обнаружения атомных взрывов, чтобы действовать как эксперт, готовлюсь к одновременной с заседаниями экспертов конференции по элементарным частицам и еще куче вещей. К тому же был экспертом комиссии по выборам в Академию и т.д. Голова идет кругом с 8-ми утра и до 1 ночи.
19 ноября 1958 г. на почтовом переводе
...Не вздумай переживать этот перевод, надеюсь, что ты в ближайшие дни получишь гонорар, а то пришлю еще.
23 января 1959 г. «Узкое»
(«Узкое» – Санаторий АН СССР под Москвой)
...Ужасно обидно, что в этот день я не с тобой (23 января 1952 г. скончался отец И.Е. Тамма).
Я обязательно приехал бы еще вчера (с 1953 г. Игорь Евгеньевич почти ежегодно приезжал в этот день в Ленинград), если бы не был сейчас временно на полуинвалидном положении. У меня не было гриппа, это мы выдумали, чтобы ты не волновалась, а я в воскресенье, 18-го, расшибся на лыжах – сломал скулу (точнее, скульный отросток, а в скульной кости трещина).
Сейчас я чувствую себя совсем хорошо, но врачи (мы ведь в «Узком») держат меня для перестраховки на больничном режиме: лежать, пенициллин, повязка на голове, чтобы я не раскрывал широко рта и тем не сместил переломанные кости, и т.д. Сегодня я взбунтуюсь и пойду гулять... но... в первой половине февраля я обязательно к тебе приеду.
16 июня 1959 г. Хоста
...Новый громадный дом отдыха художественного фонда в городском парке: с одной стороны к нему примыкает непосредственно летний театр, а с другой – шоссе главное, участок подъема и ужасный шум автотранспорта. Такая акустическая обработка доводит меня иногда до нервной дрожи. Работаю, ныряю в море, но пока неудачно – либо нет рыбы, либо нет ружья.
2 августа 1959 г.
...В Киеве (на проходившей там Рочестерской конференции по физике высоких энергий и элементарных частиц. – Авт.) мне рассказали, что один крупный американский экспериментатор, изучающий магнитный момент мю-мезона, хвастает тем, что ему удалось разыскать одну Яшину (Я.И. Френкеля. – Авт.) работу еще 20-х годов о вращающемся электроне, с помощью которой оказалось очень легко разобраться в теории изучаемых им явлений.
20 мая 1960 г.
Я очень задерган, очень устал и в большом миноре, потому что полугодичная моя работа, отнявшая массу сил и энергии, закончилась нулевым результатом. Надо бы отдохнуть, но пока не удается.
ул. Маркса, № 4/1, кв. 17, Москва, 66 (без даты)
Дорогой профессор Бор, простите меня за то, что я так долго откладывал пересылку Вам моих заметок по Вашей московской лекции. Они очень беглы, в них много лакун, полнота различных частей не пропорциональна их относительной важности. Многие пассажи были записаны мною по-русски и даются теперь в обратном переводе на английский. Короче говоря, я сомневаюсь, принесут ли они Вам какую-нибудь пользу.
...Я полон надежд вскоре получить от Вас весточку и узнать, что Вы действительно решили отправиться с сыном на Кавказ, и предвкушаю встречу с Вами в августе.
Мои сердечные приветы миссис Бор.
Искреннейше Ваш Иг. Тамм
(без обратного адреса) 20 июня 34
(Оригинал по-английски)
Дорогой Тамм, я так благодарен Вам за Ваше доброе письмо и за все Ваши хлопоты по подготовке заметок, связанных с моей лекцией в Москве Они дают прекрасное представление об общем содержании и направленности лекции. Наша поездка в Россию явилась большим событием для моей жены и для меня, и мы оба полны благодарности к Вам за все то внимание, каким Вы нас окружили. Я так бы хотел приехать снова, а всего более – постранствовать с Вами в горах...
Сердечнейшие приветы Вам, Вашей семье и всем общим московским друзьям от моей жены и от меня.
Ваш Н. Бор