ИГРА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анна Клим-Климашевска
(Седльце, Республика Польша)
Аннотация: Вероятно, что игры сопровождают людей от начала их жизни. Сохранились документы разных эпох и континентов, подтверждающие то, что игра является одним из древнейших видов человеческой активности. Самые важные принципы игры известны и сегодня. Популярность игр мы можем без преувеличения определить как сверхвременную. Работа и игра достаточно часто создают единство. Игра от работы отличается только порядком действий и отношением к ним. На первый план в игре выходит развлекательная деятельность и получение удовольствия от нее, а не потребность чему-то научиться. Учение в сочетании с игрой имеет значение для самого ребенка: вызывает у него радость и удовлетворение от реализованных занятий. Таким образом, игра является основной формой воспитания дошкольников и играет важную роль в развитии активности маленького ребёнка, стремящегося к удовлетворению своих интеллектуальных, общественных и двигательных потребностей.
Ключевые слова: игрa, воспитание, ребенок, детский сад.
Abstract: Preschool education is the first stage of education and includes children from the age of 3 until they start primary school. It serves both a protective and an educational function. It provides an opportunity to play with others and learn in a safe, child-friendly environment suited to one's developmental needs. In the past, preschool education used to focus mainly on child care and activities, whereas now more attention is paid to a comprehensive development of child's personality. It is associated with an increase in the number of different activity forms, various types of plays and games, and development of child's interests. Preschool education is related to the term "playing" as it constitutes the basic form of activity of a child at that stage. Thanks to playing, children find out more about the surrounding world and social relations, develop their minds and the ability to act effectively, and their basic need to be active is satisfied. Furthermore, it allows them to assume positive emotional states and defuse emotional tension. Playing is a pleasant way of spending time; it is a game or entertainment. It is a kind of human activity which occurs throughout one's life in various forms. It is a crucial factor stimulating the process of preparing the child socially for both work and responsibilities. Playing appears at various stages of child's development and plays an important role. As an underlying form of activity of a preschool child it is natural, and as such, it engages children at various levels of intellectual development and of various personalities. It is an activity form characteristic of every child, owing to which it can, by means of reconstruction and processing in the real world, go over their experiences again and again while playing. Thanks to the above process said experiences are incorporated into long-term memory and child's mental system. The motif behind playing is the ability to go through various situations or events that had happened before in the child's cognitive world and in his observations of adult actions and behaviours. Motivation is key to child's attempts and efforts and has a direct effect on attitude shaping. Striving to gain a more and more complete experience and assuming social roles when playing is a renewable, endless source of game-like activities of every child.
Keywords: playing, upbringing, child, preschool.
Дошкольный возраст – особенный период в развитии ребёнка. Научные исследования однозначно доказывают, что именно в раннем возрасте формируется большая часть интеллектуальных и общественных умений, расширяются горизонты и углубляются знания об окружающем мире. Познание окружающей среды не только позволяет удовлетворить любопытство маленького ребёнка, но пригодится также в школе, так как полученные дошкольниками знания становятся основанием для их совершенствования на школьных уроках.
Основная форма деятельности ребёнка в дошкольном возрасте – игра. Благодаря ей, он лучше узнаёт мир и общественные отношения, развивает ум и учится эффективно действовать. В игре ребенок реализует потребность в активности, а также в положительном эмоциональном состоянии и разгрузке эмоциональной напряжённости.
Большим разнообразием отличаются педагогические игры для детей. Такие игры преследуют две цели – позволяют приятно провести время и научиться чему-то, получить необходимые умения. К педагогическим играм относят: настольные игры (кроссворды, пазлы, мозаика; игры с числами и словами); орфографические, географические, исторические игры; Тэттрис, Интернет-игры, игры-загадки, игры на развитие памяти и внимания и много других.
По характеру педагогические игры можно разделить на следующие категории: подвижные, поисковые, конструкторские, тематические, дидактические, исследовательские и театральные.
Подвижные игры содержат элементы двигательных умений, особенно таких как ходьба, бег, прыжки и т. п. Большинство подвижных игр носят коллективный характер, например, игра в прятки, в классы, игры с мячом, скакалкой. В этом случае дети должны соблюдать определенные правила и учиться взаимодействовать с другими. В связи с этим подвижные игры способствуют не только совершенствованию двигательных умений, но и социальному развитию ребёнка.
Поисковые игры обеспечивают детям непосредственный контакт с окружающей действительностью (природной и социальной средой), переживание положительных эмоций, вызванное достижением новых целей и выполнением интересных заданий. Сущность этих игр состоит в том, что ребенок учится ориентироваться в разного рода следах, оставляемых животными в природе. Целесообразная организация игры и четкие требования, предъявляемые детям в виде игровых заданий, создают широкие возможности для разнообразия учебно-воспитательной работы в детском саду. Поисковые игры содержат элементы передвижения, поиска, преследования, сбора, коллекционирования, охоты, ловли и др. Это могут быть игры с реквизитом (листьями, цветами. плодами, насекомыми и др.). Они побуждают детей преодолевать препятствия, выполнять разнообразные познавательные задания, включенные в ход игры. В то же время, поисковые игры дисциплинируют детей, способствуют взаимопомощи, укрепляют дружеские отношения, а также совершенствуют зрительное восприятие, развивают внимание, смекалку, учат устанавливать причинно-следственные связи. Задания в поисковой игре должны быть не слишком трудными, но и не слишком легкими, чтобы вызвать у детей от преодоления трудностей.
Конструкторские игры предполагают создание ребенком различных строений с использованием разнообразного доступного материала (чурок, камешков, палочек, песка, глины и т.п.). В младшем дошкольном возрасте ребёнка привлекают действия со строительным материалом, а сама постройка для него не слишком важна. В старшем дошкольном возрасте само строение уже приобретает значение для ребенка. Ребёнок бережёт его от разрушения, по крайней мере, до окончания игры. Процесс стройки становится более организованным и относительно независимым от случайных факторов, которые у малышей легко провоцируют прекращение или изменение конструкции. Постройки в старших дошкольных группах усложняются, работа приобретает коллективный характер, появляется разделение труда. Конструкторские игры развивают воображение детей, а тоже их моторные способности, конструктивные умения и т.п.
Дидактические игры наиболее часто инициируются и организовываются взрослыми, которые побуждают детей к исполнению игровых действий. Целью этих игр является развитие мышления детей, их наблюдательности, внимания и умения соблюдать правила. К ним принадлежат, главным образом, лото, мозаики, ребусы, кроссворды и настольные игры, например, нарды, домино или шашки. В дошкольном образовании дидактические игры нашли самое широкое применение в обучении математических понятий. Одним из видов дидактических игр, которые способствуют общему развитию ребёнка, являются пазлы. Пазлы содержат возможности для развития умений анализа и умозаключения, которые понадобятся на более позднем этапе образования ребёнка.
Наряду с пазлами для развития малышей широко используется мозаика.
Игры такого типа развивают мануальные, моторные способности детей, способствуют формирования творческого воображения, чувства формы, цвета, размера и др.
Эффективное влияние на процесс саморазвития оказывают коллективные настольные интеллектуальные игры. К ним принадлежат шахматы, шашки, китайское Го, а тоже Хус-Бао – одна из разновидностей старинной африканской игры Манкаля. Хус-Бао отличается очень лёгкими для овладения принципами игры и высокими воспитательными возможностями, которые обеспечивают развитие положительных качеств ребенка. Это коллективная игра, которая требует непосредственного контакта с другим человеком, наиболее часто с ровесником. Естественное распознание его намерений, планирование и развитие собственной стратегии происходит само собой и без большего усилия. Хус-Бао одна – из самых интересных стратегических игр, обеспечивающих всестороннее образование ребёнка. Игра развивает логическое мышление, концентрирует внимание, упражняет в навыках счета (в особенности сложения). Полученные навыки пригодятся для дальнейшего обучения письму и рисованию. Уже с первых минут игры у ребёнка наблюдается развитие моторики и положительное эмоциональное отношение к игре и учебе одновременно.
Игры Судоку – увлекательные головоломки из Японии, которые представлены доступными версиями для детей. Название игры происходит от японских слов Су (цифра) и док (отдельный). Судоку – это пазлы из цифр от 1 до 9, но операции с числами производить не нужно, достаточно их правильно расположить (в клетке, ряду, столбце). Судоку – захватывающая и развивающая игра, которая положительно влияет на развитие и обучение ребёнка, и в которую с удовольствием играют дети.
В современном мире все большую популярность завоевывают детские игры с использованием иностранного языка. Они касаются, главным образом, английского, но всё чаще встречаются игры с использованием немецкого, русского, французского или испанского языков. Благодаря этому, дети будут в состоянии усвоить большую часть самого языка и овладеть умением его применять. Детские игры на иностранном языке содержат те же положения и умения, что их польские эквиваленты, но одновременно владеют дополнительным аспектом изучения иностранного языка, потому что польский язык ребёнок и так выучит дома, общаясь на нем ежедневно. Речевые игры для ребят предполагают изучение слов и частично грамматики, произношения, применение слов в практических ситуациях. Дети смогут овладеть основами иностранного языка, иностранного языка, также будет возможность продолжать обучение таким же методом в последующие нескольких лет.
Целью исследовательских игр является развитие умственной чёткости ребёнка, расширение его увлечений, приобретение нового опыта, познание мира путем самостоятельной познавательной активности. В этих играх главную роль играет интуиция ребёнка, а непрерывное сопоставление с действительностью позволяет формировать целостную картину мира. В период 5-6 лет ребят открывают природные процессы, делают собственные научные открытия и изобретения. Исследовательские игры позволяют сконцентрировать внимание ребёнка на одном из элементов окружающей действительности и затем ориентировать его на сенсорные и эстетические аспекты. Целью этих игр является постановка и решение какой-то проблемы, связанной с поиском, открытием и приобретением новых знаний. Дети самостоятельно, но под руководством взрослого, выполняют опыты, проводят наблюдения, экспериментируют, что способствует развитию их познавательных способностей.
Театрализованные игры заключаются в постановке спектаклей и выполнении детьми ролей, что обеспечивает развитие у них экспрессивных, а также двигательных умений, творческого воображения, приобретение опыта взаимной деятельности. Благодаря театральным играм, ребёнок познаёт самого себя, осваивается в незнакомой обстановке, включается в коллективные отношения. Таким образом он получает уверенность в себе и собственных возможностях, что особенно важно для педагогически запущенных детей.
К педагогическим играм принадлежат творческие игры, которые стимулируют творческую активность ребенка, одновременно учат его самостоятельности в решении учебных заданий, позволяют совершенствовать мышление и упражнять ассоциативные способности. Художественное творчество является характерной формой деятельности дошкольников. Оно имеет много общего с игрой, однако отличается от неё тем, что он приводит к возникновении разнообразных продуктов детского творчества. Это могут быть рисунки, "улепянки, вытынанки или наклеянки". Однако наиболее полно детское творчество в дошкольном возрасте проявляется в рисунках. Художественные игры способствуют развитию воображения и собственного творчества детей.
В современном мире нельзя забывать о технических достижениях, а значит, об Интернете. Это главный источник доступа к педагогическим играм. Они различаются по видам, степени трудности, возрастным особенностям играющих, области, к которой относятся. В частности, это мозаики, пазлы; разного рода занимательные игры (лабиринты, раскраски, игры, игры Лего); макеты фабрик, магазинов, косметических салонов и т.п.; приключенческие, музыкальные, танцевальные, спортивные, языковые игры и многие другие, которые содержат элементы, побуждающие к логическому мышлению, развивающие мануальные и моторные способности у детей. Задачей этого типа игр является формирование ассоциаций, анализ и сопоставление фактов, использование имеющихся знаний для понимания новых ситуаций, применение новых знаний в знакомых ситуациях. Кроме того, эти игры очень хорошо влияют в дальнейшем на концентрацию внимания детей, их воображение, укрепляют их веру в собственные силы.
В то же время, непозволительно, чтобы ребёнок проводил у компьютера слишком много времени. Существенное значение имеет контроль за играми, в которые играют ребята, и страницами Интернет, которыми они пользуются.
Важным показателем отбора соответствующих игр для детей считается, главным образом, их полезность для развития. В Интернете можно найти множество сайтов с разного рода играми, а также играми для детей разных возрастных групп. Следует пользоваться качественными, известными и хорошо зарекомендовавшими сервисами для детей, где игры не появляются случайно, а тщательно подбираются и оцениваются.
Формой развлечения и одновременно обучения являются flash-игры. Они дают возможность детям не только наблюдать за событиями, но и становиться участниками предложенных игровых ситуаций, проникать в воображаемый мир, быть участником вымышленных историй. Тематика игр flashможет сюда быть очень разнообразная: языковые, компьютерные, логические, математические, музыкальные игры, сопровождаемые комическими картинками, забавными видеоклипами, веселыми песенками, создающими праздничное настроение.
Среди разнообразия игр для детей разного возраста выделяются Дисней-игры. Характеризуются они в частности присутствием в них известных героев, например, канала Disney Channel или популярных вечеринок. Игры Дисней, главным образом, нацелены на развитие мышления – логичного и абстрактного – через ассоциации, упражнения. Одновременно они сконструированы так, что даже многократное повторение игровых действий никогда не надоедает, а напротив, будит в ребёнке жажду победы, желание действовать и умение преодолевать неудачи. Достижение цели вызывает у детей огромную радость.
В Сети существуют разнообразные сервисы и порталы, предлагающие развлекательные, воспитывающие и развивающие игры для самых маленьких.
Так, всё более популярным становится сервис http://ciufcia.pl. Это бесплатные on-line-игры для детей, тщательно выполненные в технологии flash. Компанией Чуфчи разработана целая серия игр, а главный акцент в них направлен на обучение в семье. Их создатели хотят, чтобы родители находились перед компьютером вместе со своими детьми, сообща играли и взаимно развивались.
Czas Dzieci.pl – это портал для детей и родителей на информационно-развлекательную тематику. Он советует родителям, где и как можно провести свободное время с ребёнком. Предлагает репертуар кино, театров, а тоже текущую информацию и on-line игры для детей. Сервис, состоящий из нескольких тематических разделов, содержит каталог фирм, предлагающих воспитательные занятия, советы для родителей, конкурсы, игры. Для тех, которые предпочитает общение в сети, предлагается форум для родителей. На форуме представлены детские журналы и различная литература для детей.
Популярным сервисом является Bobi-Bobi darmowe gry i zabawy flash. Сервис предлагает большой выбор игр, сгруппированных логично в тематические группы. Здесь можно найти игры на площадке, игры-приключения, игры- раскраски и много других.
Он-лайн-игры для детей предлагает также сервис Poszkole.pl. Приходится констатировать, что рынок воспитательных игр содержит сегодня обширное количество разного рода игровых развлечений и педагогических игр. Это совершенное соединение приятного с полезным, разнообразие в выборе, тематическое богатство, занимательность. Развлекаясь, дети могут одновременно многому научиться, проверить свои знание и упражнять ум. Развивается интеллект и все сферы личности, происходит физическое, социальное, психическое развитие. Воспитательные игры обогащают знания практически в каждой области и позволяют использовать игру как индивидуально, так и в большей группе. Учеба и игра в группе побуждает детей к сотрудничеству и здоровому соперничеству, воспитывает способность получать радость от выигрыша и умение согласиться с поражением.
На Интернет-сайтах можно найти также игры на запоминание, которые содержат элементы, облегчающие запоминание определённых фактов, предметов, слов, цветов и т.п. Игры на запоминание подразделяются на конкретные этапы, которые связываются с увеличением информации, которую нужно запомнить, она растет постепенно. Благодаря этому, мозг ребёнка постепенно приспосабливается к получаемой информации, элементы которой каждый раз повторяются, а к ним постепенно прибавляются новые.
Педагогические игры обучают и воспитывают, развивают интеллект и индивидуальность ребенка. Сочетание хорошей игры с навыками речи, движения, поведения, размышления, а также учебными умениями (письма, чтения, пения, игры на инструментах) называется методом занимательного обучения, готовит детей к будущему образованию и одновременно сохраняет их детство.
Библиография:
Burgerová J. (2001), Internet vo výučbe a štýly učenia, Prešov: Kušnir
Jagiełło E. (2011), Matematická edukácia prostredníctvom hier a zábav, in: M. Podhájecká, M. Miňová (ed.), Hra v predprimárnej edukácii, Prešov: Prešovska univerzita v Prešove
Klim-Klimaszewska A. (2010), Pedagogika przedszkolna. Nowa podstawa programowa, Warszawa: Erica
Podhájecká M. (2008), Edukačnými hrami poznávame svet, Prešov: Prešovska univerzita v Prešove
Podhájecká M., Gerka V. (2013), Gra edukacyjna – oknem do poznawania dziecięcego świata, Warszawa: Erica
сведения об авторе
Анна Клим-Климашевска – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дидактики – лабораторией дошкольного воспитания Естественно-гуманитарного университета (г. Седльце, Республика Польша), действительный член Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского, действительный член Международной ассоциации профессоров славянских стран.