Accessibility Tools

pedfak_logo

Факультет педагогіки, психології та мистецтв

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ С. РАХМАНИНОВА

ЧЕБОТАРЕНКО Ольга Валериевна –

кандидат искусствоведения, доцент,

доцент кафедры музыковедения,

инструментальной и хореографической подготовки

Криворожского государственного педагогического университета

https://orcid.org/ 0000-0001-8537-9264

e-mail: [email protected]

Анотація

  Воспитание духовности является одной из важнейших проблем современности. Целью статьи является изучение исполнительской формы фортепианных произведений С. Рахманинова, фундамент которой составляет семантический уровень, что дает возможность через понимание ценностно-смысловых доминант творчества композитора, повышать свой духовный уровень музыканту-исполнителю. Работа над исполнительской стилистикой в контексте семантических доминант открывает путь исполнителю к расширению своего арсенала исполнительских средств и приближению к ценностно-смысловым запасам музыкальной культуры.

Ключевые слова: ценностно-смысловые доминанты, духовность, исполнительская форма, семантический уровень, исполнительская семантика.

Повний текст:

Adobe Acrobat Pro PDF

СПИСОК ДЖЕРЕЛ

1. Го Суншан. Феномен стилевой памяти в творчестве С. Рахманинова / Го Суншан // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник ОДМА імені А. В. Нежданової / [Гол. редактор О. В. Сокол]. – Одеса: Друкарський дім, 2010. – Вип. 12. – С. 230–240.

2. Коган Г. М. Из статьи «Рахманинов и Скрябин» / Г. Коган // Воспоминания о Рахманинове /сост., ред. З. Апетян. Т. 1. – Москва, Музыка, 1988. – С. 433–440.

3. Лу Гелин. Ведущие принципы исполнительского стиля С. В. Рахманинова: к проблеме музыкальной интерпретации / Лу Гелин // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник ОДМА імені А. В. Нежданової: [зб. наук. праць / гол. редактор О. В. Сокол]. – Одеса: Друкарський дім, 2011. – Вип. 13. – С. 360–371.

4. Медушевский В. В. Духовнонравственный анализ музыки. Глава 4. Стиль и стилевой анализ [электронный ресурс] / В. В. Медушевский. − (часть 1), 2010. – 34 с. – доступ к ресурсу: http://www.portalslovo.ru/rus/art/199/9642/$print_all/.

5. Метнер Н. К. С. В. Рахманинов / Н. К. Метнер // Воспоминания о Рахманинове /сост., ред. З. Апетян. Т. 2. – Москва, Музыка, 1988. – С. 347–352.

6. Самойленко А. Информационнокультурологические аспекты проблемы памяти в музыке / А. Самойленко // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник Одеської державної
музичної академії імені А. В. Нежданової. Випуск 6. / Гол. Редактор О. В. Сокол. – Одеса: Друкарський дім, 2005. – С. 24–33.

7. Самойленко А. И. «Язык сознания» и семантический анализ музыки: к постановке проблемы / А. И. Самойленко // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник ОДМА імені А. В. Нежданової / [Гол. редактор О. В. Сокол]. – Одеса : Друк, 2004. – Вип. 4. – С. 18–29.

8. Чеботаренко О. Культурологические аспекты исполнительской формы в музыке: дис. ...канд. иск.: 17.00.01 / О. Чеботаренко. – Одесса, 1997. – 151 с.

9. Черниговская Т. Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети? / Т. Черниговская // Человек в мире знания: К 80-летию Владислава Александровича Лекторского / Отв. Ред.-сост. Н. С. Автономова, Б. И. Пружинин. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. − С. 403–412.